Блог

DeliveryClub или Хочу-Поесть, во что вложиться чтобы не прогореть?

2019-01-11 16:10:50

«Яндекс.Такси» получил 100% акций Foodfox за сумму около 8,4 миллионов долларов. DeliveryClub было приобретено Mail.ru Group за 100 миллионов долларов. Почему так много денег вкладывают в сервисы по доставке еды и как попасть в этот бизнес, если у тебя нет пары миллионов долларов.

DeliveryClub же был основан в 2009 году Левоном Оганесяном и Анной Шкириной. В первые полтора года в него было вложено около 500 000 долларов. В июне 2014 года FoodPanda купила крупнейшего в России доставщика еды, по оценкам, за 50 миллионов долларов. Среди продавцов были не только основатели компании, но и фонды AddVenture, PhenomenVentures и GuardCapital. К тому времени DeliveryClub работала в 18 городах, у нее было 2500 ресторанов-партнеров и 12 000 ежедневных заказов, ежемесячная выручка составляла, по оценкам, 400 000 долларов. На 2016 год они имеют уже 20 000 заказов и работают с 4500 ресторанами, следует из сообщения Mail.RuGroup, которая купила Delivery за 100 миллионов долларов.

За 8 лет работы сервис смог овладеть только 4% аудитории. То есть только 4% людей в России заказывают еду через агрегатор доставки. Это не значит, что остальные вообще не будут заказывать еду. Совсем наоборот, это означает, что есть колоссальный пласт не охваченной аудитории. По словам генерального директора DeliveryClub, агрегаторам рано конкурировать между собой, поскольку рынок совершенно не развит и пока приходится конкурировать с магазинами, в которых люди покупают еду для того чтобы приготовить что-нибудь дома самостоятельно. А согласно статистике, Google количество запросов по доставке еды увеличилось в 25 раз с прошлого года.

Молодой и быстроразвивающийся агрегатор доставки еды Хочу-Поесть.рф был задуман в 2016 году Евгением Шельминым, «отцом» десятка достаточно популярных компаний и впоследствии франшиз юридической тематики, занявших нишу в этом направлении. В франшизу на старте было вложено более 16 миллионов рублей. В том числе среди инвесторов фигурирует небезызвестный Оскар Хартман. Доля, которую получил предприниматель, не сообщается, но известно, что они получены в разных пропорциях в российской, украинской, белорусской и европейской компаниях.
Ни в команде серийного предпринимателя ни в AchiveRightNow не подтверждают, но и не опровергают факта инвестирования. По мнению экспертов, это связано с возможным конфликтом интересов Оскара Хартманна с Mail.RuGroup.

Стоит ли говорить о франшизе Хочу-Поесть, когда на рынке уже есть гиганты?

На этот вопрос лучше ответят цифры. На первом этапе франшизу продавали за символическую сумму в 12 000 рублей в марте 2017 года, а на четвертом этапе тестирования сайта эта сумма составила уже 230 000 рублей. В компании сообщили, что на пятом, завершающем этапе, стоимость будет составлять 470 000 рублей, но свободных городов уже почти не осталось даже на четвертом. С франчайзинговыми городами агрегатор вырастает по территории охвата, следовательно, автоматически вырастает в цене, а, значит, каждый вложенный доллар точно превратится в 2 или останется на том же уровне, но точно не снизится при очередных раундах инвестиций. Примеров же, когда первичные вложения инвесторов значительно падали предостаточно.

Фактически все франшизы уникальны и не имеют аналогов. Так, в группе Франшиз Девелопментрус подтверждают относительную готовность новой агрегаторной платформы по аренде спецтехники под названием Place-Tech (компания была куплена в декабре 17 года) и поделились информацией о том, что первые франшизы были проданы партнерам на стадии идеи по коммерческому предложению на одном листе бумаги. К моменту открытия платформы, которая ожидается в январе 2018 года останется не более 10% потенциально интересных городов и стоимость франшизы будет увеличена в десятки раз. Аналоги есть и на этом рынке. Так, например, мы нашли франшизу StroiTaxi. Правда, данная компания позиционирует себя как диспетчерская и никакой автоматизации на сайте и в приложении нет, поэтому рассматривать ее как агрегатора нельзя. Плэйс Тех обещает находить строительную технику, которая находится рядом с объектом за считанные минуты, чем обеспечит в том числе 100% загрузку ее владельцам с минимальной потерей на пробеге.
Сами же инвесторы полагают, что диверсификация агрегаторного бизнеса в совмещении форматов масштабирования очень интересный шаг не только по снижению рисков, но и по окупаемости инвестиций. Одна из стратегически ошибок Uber, это отсутствие подушки финансовой безопасности, все деньги были влиты инвесторами. Что в итоге привело продажи компании Яндекс. У франшиз же такой ситуации быть не может.

Скорее всего, вслед за ростом агрегаторов в самых разных сферах, франшизы агрегаторов станут новым трендом и данный рынок через 1–2 года будет заполнен предложениями он-лайн бизнеса и значительно потеснит популярные сейчас оффлайн направления, такие как магазины и офисы оказания услуг.

Интерес к агрегаторам обусловлен тем, что это онлайн бизнес и франчайзи может вести бизнес, по сути, не выходя из дома – все процессы, управление, работу IT платформы обеспечивает бэк-офис франчайзера. У франчайзи остается только региональное продвижение на выделенной территории. Интересно, что запуск модели не требует времени, привычного для стандартных бизнес-идей и связанных с поиском помещения, наймом персонала. Утром можно заключить договор на франшизу агрегатора, а первые деньги заработать уже в этот же вечер. Других таких бизнес-моделей пока нет.

Отправить

Подпишитесь на рассылку!