Ваш город: Москва

8-800-100-72-23

АГРЕГАТОРЫ ДЕЛАЮТ РЕСТОРАНАМ + 50% ПРИБЫЛИ

Рестораны России, Украины, Беларуси и других стран бывшего Союза, безусловно, особенные. Выбивается из общей картины, разве что, Прибалтика.

Особенность ресторанов заключается в том числе и в форме работы с сайтами-агрегаторами по доставке еды. Но прежде всего, до этой особенности, стоит вопрос в восприятии ресторанами и службами доставки самих агрегаторов.

Кто-то считает агрегаторов полной бедой, кто-то их боготворит. Где правда и в чем она? Как сделать агргеатор своим партнером и не бояться того, что у ресторана уведут клиентов.

Казалось бы, очевидно, что каждый агрегатор, как площадка, которая самостоятельно продвигает себя, это +% к объему заказов каждого конкурентноспособного ресторана. Но многие отрицают этот очевидный факт, считая, что агрегатор – основной конкурент.

Смешно, конечно, но 2 ресторана доставки суши в одном небольшом городе где присутствует Zaka Zaka считают конкурентом именно агрегатор, а не друг друга. Но мы не будем касаться в этой статье низкого предпринимательского уровня, который, к сожалению, у многих остался на уровне кооперативов 90-х.

С чем в любом случае придется мириться так это с изменениями рынка. Автоматизация, интеграция, юзабилити, позиционирование…Агрегатор всегда это сделает лучше, быстрее, с большей репрезентационной выборкой чем каждый конкретный ресторан и получит одного клиента с меньшими затратами чем ресторан.

Придется согласиться с тем, что агрегаторы доставки еды из ресторанов будут соседствовать с самими ресторанами и их службами доставки.

ФАКТ – Если ресторана нет на ТОП-5 агрегаторов, недополученная прибыль может исчисляться в пределах 55% от нынешних объемов доставки. Причина проста – сегодня я хочу роллы, завтра хочу пиццу, послезавтра мне нужен торт или вареные раки. Поэтому, как показывает мировой опыт, рестораны от работы с агрегаторами только выигрывают. Практика стран бывшего СССР показывает то же самое и демонстрирует очень уверенный активный рост.

Ближний опыт: Остается вспомнить ситуацию в работе такси. Совсем недавно сотни служб такси были против Uber и Gettaxi и заявляли о бесперспективности этого проекта. Волны протестов прокатились по всему миру. Однако, сейчас эти же таксопарки, потеряв рынок, стоят в очереди к этим агрегаторам такси. Этот рынок, безусловно, не совсем подходит для сравнения с агрегаторами по доставке еды, поскольку самостоятельный рынок служб такси практически ушел с рынка в то время как в доставке еды рестораны останутся навсегда и здесь большая разница в восприятии – заказывая такси Вы каждый раз будете ездить с разными таксистами, а заказывая пиццу в одной и той же пиццерии в 90% случаев Вы будете получать одно и то же качество и один и тот же вкус.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ – АГРЕГАТОРЫ ЗАБЕРУТ КЛИЕНТОВ У САМОГО РЕСТОРАНА ИЛИ СЛУЖБЫ ДОСТАВКИ

Агрегатор - это еще один канал продвижения и не более того. Delivery Club, Zaka-Zaka и Хочу-Поесть своей целью ставят не конкуренцию между собой или с собственной доставкой ресторанов, а привлечение новых потребителей, которые привыкли готовить еду самостоятельно.

Стоит отметить, что между посещением ресторана и доставкой из ресторана нет никакой конкуренции.

Если бы агрегаторы конкурировали с самими ресторанами, то ресторанов, которых нет на платформе скоро бы не осталось.

Пока еще агрегаторам предстоит активная борьба с самостоятельным приготовлением еды, то есть, по сути, с супермаркетами и магазинами «у дома». Руководитель «Хочу Поесть» Татьяна Маркевич отметила, что основная задача агрегатора – сделать доставку готовых блюд дешевле.

Действительно, с ростом количества заказов себестоимость приготовления будет падать, а конкуренция будет требовать снижения стоимости.

СПОРНО – АГРЕГАТОРЫ ЭТО ДОРОГО

Разные агрегаторы берут разный комиссионный процент. Кто-то – 10%, кто-то до 30%. Это связано с целым рядом факторов. В США и Европе этот процент значительно ниже и составляет иногда даже 3%, но в среднем – 5-7%. В агрегаторе «Хочу Поесть» считают, что 10% это предельный показатель вознаграждений от ресторанов и он будет снижаться до европейского уровня без потери в объеме выручки, поскольку количество заказов через агрегаторы растет.

Ресторанный опыт

Опыт ресторанов на доставке еды можно разделить на несколько категорий:

  • Провальный самостоятельный опыт организации доставки. Когда количество заказов настолько невелико, что не окупают не то что банальную рекламу, но и ухудшают все процессы. Таким ресторанам ничего не остается как работать с агрегаторами, которые обеспечивают поток.
  • Работать с агрегаторами не выгодно. Так утверждает Федор Овчинников из ДоДо пицца, для которого доставка является основным каналом продвижения. В первую очередь приводится как раз аргумент в части высокого агентского процента, который получают агрегаторы.
  • Тануки, в лице одного из топ-менеджеров и уже медийной фигуры Артура Чистякова, считает, что агрегаторы помогают увеличивать выручку.
  • Идеальный опыт и работа только с агрегаторами. Эта категория ресторанов работает в части доставки только с агрегаторами и не то что не продвигает свою доставку еды, но и на своих сайтах указывают, что заявки принимаются только такими-то агрегаторами. Это высокий уровень ресторанов с высоким качеством, хорошей маржинальностью и, безусловно, высокими ценами для потребителя.

Агрегаторный опыт

  • Люди, которые любят заказывать еду через агрегатор из определенного ресторана будут делать заказы через агрегатор в этом ресторане
  • Если у человека есть скидка (бонусная карта, например), купоны, промо-коды от ресторана – они будут в любом случае заказывать доставку еды в ресторане напрямую.
  • Все агрегаторы работают над привлечением новых клиентов. При этом, аналитики масс-медиа рынков отмечают, что если представить, что агрегаторы начнут забирать клиентов у самих ресторанов то у них не останется шанса выжить если они не будут представлены на этом агрегаторе и произойти это может всего за пару лет после того как агрегаторы решат включить такую модель.

ВЫВОДЫ

  • Агрегаторы стали неотъемлемой частью для тех, кто хочет поесть, а такое желание, несмотря ни на что, никогда и ни у кого не исчезает на протяжении всего периода существования человечества.
  • Агрегаторы развиваются и увеличивают долю присутствия на рынке и не за счет того, что забирают уже готовых клиентов, а привлекают в свою веру новых и новых пользователей, которые еще совсем недавно даже не знали о том что пиццу, гамбургер или суши можно заказать через интернет или мобильное приложение и считали, что это можно сделать только своими руками или забрать в самом ресторане.
  • Бесплатная доставка еды на дом будет развиваться и дальше. Сейчас только 4% жителей постсоветского пространства заказывают еду через сайты. Показатели Европы давно ушли за 70% при том, что разница между появлением агрегаторов в Европе и, например, России составляет всего-то пару лет.